Главная » Статьи » Государственная итоговая аттестация » В помощь филологу

Текст-повествование. Дидактические материалы.

На уроках русского языка в школах с русским (родным) языком при имеющемся количестве программных часов оптимальным способом реализации целей этнокультурного образования является интегрированный подход: решение задач развития речи на материале текстов работ коми писателей,  региональных ученых, других культурных деятелей.

Содержание текстов обеспечит усвоение определенного круга знаний из области традиций коми народа, культурного строительства,  даст возможность задать вопросы и высказаться по предложенным проблемам, касающимся философии, литературы, воспитания, взаимоотношений природы и человека.

 

7 класс. Дидактические материалы.

Виды работы с текстом-повествованием (автор  - Матвеева Т.П.)

Жанры повествования разных стилей и строение абзаца текста-повествования.

Обучение нахождению признаков текста-повествования в текстах разных стилей и жанров

Рассказ по предложенному началу и концовке повествования. 

Включение в повествование элементов описания и рассуждения.

Нахождение элементов композиции в повествовании

Тексты-повествования для изложений разных видов

Обучение изложению  с изменением лица рассказчика

По усмотрению учителя  можно включать задания, направленные на повторение  и совершенствование орфографических, пунктуационных и грамматических умений и навыков учащихся:

-    объясните пунктуацию предложений (по выбору учащихся или учителя);

-     произведите разборы разных видов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический);

-   выпишите слова с орфограммами, сгруппировав их по какому-либо принципу (например, по месту нахождения орфограммы, по правилу написания) и др.

Также по усмотрению учителя можно включать задания, относящиеся к комплексному анализу текста, например:

·  доказать, что это текст (это речевое произведение является текстом, так как оно обладает следующими признаками...);

·  определить тему, выписать ключевые слова, предложения, словосочетания, выражающие основную мысль, выделить микротемы;

·      объяснить смысл заголовка; если нет заголовка, подобрать свой и объяснить;

·      составить план текста;

·       определить стиль и доказать; при наличии вкраплений других стилей объяснить мотивировку;

·       определить тип речи; найти вкрапления других типов речи;

·       определить структуру текста (зачин, основная часть, концовка);

·       выявить способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная);

·   провести лексический анализ текста: объяснение значений непонятных слов; объяснение значений слов, ограниченных в своем употреблении (профессионализмов, диалектизмов, терминов, жаргонов и т.д.); объяснение значений фразеологизмов; объяснение значений тропов;

·       провести морфологический анализ: соотношение частей речи в тексте, их роль.

·       анализ словообразовательных средств (приставок, суффиксов, употребленных с той или иной целью);

 

 

 

Категория: В помощь филологу | Добавил: praktika2k17 (26.07.2017)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0