Главная » Статьи » Государственная итоговая аттестация » В помощь филологу

Цель развития этнокультурного образования в Республике Коми

Концепция  развития  этнокультурного образования в Республике Коми

на 2016-2021 годы

 Цель развития этнокультурного образования в Республике Коми – формирование (в контексте общероссийского) современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования.

Необходимо отметить, что собственно этнокультурный компонент образования может и должен дополняться региональным компонентом. К примеру, характеристика климата, природы, биогеоценозов Республики Коми является предметом регионального компонента образования, тогда как предметом этнокультурного компонента являются варианты приспособления коми народа к климатическим, природным условиям через проектирование жилищ, изготовление одежды, формулирование неписаного охотничьего кодекса по сохранению биоразнообразия, осмысление памятников природы в фольклорной традиции.

Таким образом этнокультурное образование в комплексе с изучением регионального компонента призвано сформировать у учащихся системное представление о регионе, выявить особенности социокультурной практики, геополитического и экономического развития, определить уникальные черты региона при общности исторического пути России.

Основная функция этнокультурного образования – этнокультурная социализация молодежи, результатом которой является этнокультурная компетентность индивида, способствующая формированию адекватных моделей поведения, которые характеризуются толерантным отношением к людям, и интегрирующая общество. При этом этнокультурное образование имеет разновекторный характер для представителей коми этноса и русскоязычных жителей Республики Коми.

Для представителей коми этноса – это углубление в собственную уникальную культуру, ее глубинное постижение в сравнительном аспекте с русской и иными культурами с целью сохранения и трансформации коми культуры в современных условиях. Исходя из этого, целевым предназначением этнокультурного образования для носителей коми языка является воспроизводство коми культуры посредством овладения индивидами культурой собственного народа как обязательного условия интеграции в иные культуры. В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие коми молодежью своего исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождения лучших народных традиций. Этнокультурная направленность образования базируется на осознании значимости изучения родного языка, культуры, национальных традиций, норм, национальной психологии, понимании их уникальности с связи с общечеловеческими ценностями.

Для представителей русского и иных этносов – это обогащение историко-культурной картины мира через постижение особенностей коми культуры с целью развития общей культуры личности. Исходя из этого, целевым предназначением этнокультурного образования для носителей русского языка является формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям. Диалогическое сочетание основ коми, русской и мировых культур в содержании образования способствует воспитанию личности толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения; личности поликультурной, гражданина Российского государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем человечеством. Знакомство с лучшими нравственными традициями, ценностями и экологическими моделями жизнеобеспечения коми народа позволит создавать новые культурные образцы, основанные на диалоге, благоприятную образовательную, социальную, профессиональную среду.

 

Категория: В помощь филологу | Добавил: praktika2k17 (26.07.2017)
Просмотров: 138 | Рейтинг: 0.0/0